ИНТЕРВЬЮ А.ПАВЛОВСКОЙ С ПИСАТЕЛЕМ ЭДУАРДОМ ЛИМОНОВЫМ
--------------------------------------------------
Первые впечатления, как говорят, они самые острые и правдивые, какое Ваше самое первое впечатление от Наташи?
....
Первое впечатление , это восьмидесятый год. В Лос-Анджелесском ресторане вышла такая, такая девушка с бокалом виски и так задумчиво посмотрела на Сансет бульвар. Я спросил, кто эта такая, такая высокая, рослая и юбка так, длинные волосы, «а-а»,- говорят, - «это не для тебя». Я говорю, - «что ж не для меня то?» «А она там с бандитами» , и так далее. Это восьмидесятый год был. Прошло два года, и я опять оказался в Лос-Анджелесе. Меня познакомил наш приятель, редактор газеты нашей русской ПАНОРАМА Саша Половец. Его знали и знают все русские писатели, и Окуджава у него гостил и кто угодно, и Василий Аксенов известный.
Но второй раз она Вас чем то поразила уже?
А она мне не понравилась внешне, она была обрита чуть ли не под ноль, какого то желтого цвета неестественного. Не очень понравилась, но я пригласил её в путешествие
.....
В Париж?
.......
Нет, вначале в путешествие по университетам, поскольку у меня была цель, почему я и приехал, а приехал я из Парижа заработать денег, то есть мне организовали выступления в нескольких университетах, ну и в сумме это давало какие то деньги.
.....
Ну и что Вам дало это путешествие?
......
Впервые я столкнулся с каким то таким обожанием и определенной ненавистью. Я был очень болен, до этого простудился в Нью-Йорке, у меня было воспаление легких, температура жуткая, но так как надо было выполнять свои обязательства, везде были встречи, я даже из одного города в другой на самолете летел, там все- таки это Западное побережье Штатов. И часть этого путешествия она провела со мной.
......
Она Вас поразила, что она читала Ваши стихи наизусть?
.......
Да, она читала мои стихи, безусловно, с определенным пониманием моих стихов, пожалуй.
......
А что такое любовь и ненависть, которую Вы ощутили?
......
выяснилось, что она яростный человек, выяснилось причем сразу, поскольку во время исполнения нескольких песен в том же ресторане, куда мы проследовали, стекла дребезжали, у нее и голос и темперамент мощный. Яростность в людях я всегда ценил и мне это понравилось.
......
Но Вы влюбились не сразу?
.......
Это получалось так, что надо было это делать, мы стали жить в квартире Саши Половцева, он нас там оставил. Спать. Первую ночь мы провели, мы смотрели фильм НОЧНОЙ ПОРТЬЕ, вот это я помню. И…
......
Наташа плакала.
......
Да, плакала. Да. Потом я почувствовал долг, мне показалось, что она, совершенно чудовищно, лишняя в этом городе, в Лос-Анджелесе, и я взял её вначале в Нью-Йорк, а потом предложил ей поехать в Париж. Но особой ответственности я не чувствовал, думал она приедет там как то может быть. Будем мы вместе, не будем, мне было все равно. Может быть не все равно, но во всяком случае, я оставлял какой то запасной ход. Ну, устроится, русских много там. И она прилетела в декабре восемьдесят второго года.
Вы писали, что удивились своему предложению переехать в Париж и еще больше удивились, что она его приняла.
Ну эти все оттенки я не помню, это когда я писал книгу УКРОЩЕНИЕ ТИГРА В ПАРИЖЕ, это был восемьдесят пятый год, тогда я все это помнил. Я этим специально занимался, это было почти двадцать лет назад.
......
А как она отнеслась к этой книге?
.......
Когда я дал прочесть ей рукопись, она просто была вне себя от ярости. Вот ты меня изобразил такой простой, разве я простая? На что я отвечал, быть простой не есть плохо. Иметь какие то эмоции прямые вовсе неплохо.
.......
Скажите, а её образ в Ваших книгах, он все таки адекватен ей? Или это все таки какой то художественный вымысел или Ваши впечатления?
.........
Нет, это не вымысел. Я старался. На то время, когда писалась книга УКРОЩЕНИЕ ТИГРА В ПАРИЖЕ, мы расстались, разъехались.Как раз в восемьдесят пятом году. Я зачем- то написал эту книгу. Я даже, собственно, и не знаю.Может быть думал, что мы расстались навсегда и надо вот как-нибудь запечатлеть тип женщины такой. Трудно всегда определить, какой может быть стимул для написания. Я пытался всегда максимально быть близким к модели, а поскольку она была молода, жива, полна сил и мне, ха-ха, предстояла с ней разборка по поводу этой книги, …если бы она вышла по-французски. Думаю, я достаточно достоверно изобразил её на тот момент. Мы прожили вместе тринадцать лет и половина этого срока, это была …скорее такая счастливая жизнь…. Хотя были с самого начала и скандалы, и драки(это в её стиле, я скорее человек такой ……ну рациональным меня тоже не назовешь, наверно нет, но я всегда как бы более устойчивый такой, разумный элемент, а она как раз нет). Она всегда провоцировала жизнь и провоцировала мужчин, с которыми жила и провоцировала безоглядно. Не заботясь ни о чем, одна из провокаций закончилась тем, что её почти убили. В девяносто втором году в Париже это было. На нее напал её любовник гитарист Цыган. Его в тот же день из Франции убрали, поскольку было возбуждено уголовное дело. Она не хотела к нему уходить, и дело закончилось этим. Я в это время в девяносто втором году был на многих войнах, на двух или на трех, я уже сейчас не помню.Это был такой насыщенный год. И вот этот эпизод с ней не очень меня поразил, поскольку он был в её характере. Был юбилей ресторана БАЛАЛАЙКА, она не пришла домой к утру. И…на неё это не было похоже. Только после запоев она не являлась домой, а так она являлась после кабака. Мне позвонили из главного госпиталя ОПИТАЛЬ ДЕ ДЬЁ, на той же площади, что и НОТРДАМ ДЕ ПАРИ, и сказали. Мсье, Ваша жена у нас. Она только что пришла в сознание и просит, чтоб Вы пришли. Где то с года восемьдесят второго по восемьдесят восьмой, приблизительно, в общем это была счастливая жизнь. А потом это были вот такие её чудовищные всякие всплески, и еще это усугублялось тем, что она была вполне в стиле всех этих пропащих женщин. Типа там Мерилин Монро, Джаннис Джоплин, эти первые, что приходят в голову, но было множество и других. Постепенно от этой работы, а она с семнадцати лет работала в ночных клубах, пела, от всего от этого она стала просто алкоголичкой. То есть, и до этого она пила. Весело было, и я с нею пил. Но она потом стала запойной и всё время попадала в страшные крутые истории, возвращалась вся побитая и прочее и прочее и прочее. Началась такая жуть! …. В восемьдесят восьмом году я взял и ушел от нее. Квартиру я снимал. Просто покинул квартиру и её и ушел, но долго мы не выдержали.
.......
Скажите, а каким человеком она была? Понятно, что яростным, сильным, а душевным, ранимым, или она всегда была разной?
.........
У Наташи масса была лиц всяческих и представлять её таким чудовищем нет смысла, хотя она бывала и таким. Но, конечно, у неё был безумно талантливый голос, безумно. И я думаю, что ей немножко не повезло, она попала между странами. И характер у неё очень тяжелый, конечно. Ей не повезло с навязыванием её таланта миру. Как-то у нее не появилось кого- то там, продюсера или кого-то еще, потому что сама она была дико хаотична. Я мог её научить и, может, я продлил её жизнь, я полагаю. Я, в общем, был всегда человек с такими определенными принципами, работоспособностью очень большой, и она живя со мной поневоле этим как то тоже заразилась, хотя она все время высмеивала и кричала, ты как солдат , всё у тебя так вот.
.....
По уставу
.......
По уставу, да. Но меня обвиняла в этом и моя вторая жена - вот, типа, солдат. Наверное, есть что- то у меня такое, но наверно, я не солдат, если жил с такими женщинами. Собственно, мог бы и не жить, это дело выбора. Наташа была склонна к этой провокации жизни до самых пределов, то есть она её пробовала и провоцировала. Её манера в жизни была именно такая- провоцировать тех мужчин, которые ей доставались и до конца провоцировать. Мой друг Мартиньяк однажды мне сказал, - Эдвард, она была так довольна тем что ты пьян, потому что у тебя слабости проявились. Тот стиль жизни, который мы вели тогда не был таким уж святым, беспорочным. Я помню в восемьдесят седьмом году меня привезли, была пробита кость вот здесь вот, так оно и осталось, трудно лобовую кость пробить, меня ударили на политическом митинге на севере Парижа. Был юбилей газеты ЮМАНИТЭ, четыреста тысяч человек, а потом была жуткая драка, мне разбили голову и меня привезли, украли, буквально, с операционного стола. Доктор там у меня уже в голове возился. Привез меня бельгийский анархист. Я лежал тридцать шесть часов в бреду. А когда очнулся, кровать у нас так вот внизу была, надо мной стоит такая достаточно веселая моя жена и говорит: «Ну что, выжил да? Не сдох? » ))). Вот такого плана, это была напускная скорее крутизна.
.......
Считаете ли Вы её своей Галатеей?
В какой то степени.Вот Вы научили её работать, Вы научили её дисциплине.
........
Моя жена, о-о, была безумно талантлива, и я думаю очень сильно талантлива. Не всё сумела воплотить, к сожалению, но я отношу за свой счёт те книги, которые она написала. Этому она училась у меня, она видела, как я это делаю каждый день и, когда она писала первую книгу, я ….и название этой книге дал, и потом нескольким книгам давал названия, она ……подражала, но тем не менее, у неё получалось.
......
А когда Вы видели её на сцене, то есть Вы считаете её серьёзным художником…?
.....
Я считаю. Да, конечно,…. я считаю её серьёзным художником. Думаю, у неё есть свой непохожий стиль, такой баллады как бы полу- романтической, полу-рок, полу-джаз, но очень современный, эдакой, безусловно, непохожий на все эти гитарные гоп-стоп, которые у нас и в попсе и в серьезной музыке существуют.
.........
А какая Ваша любимая песня?
...........
Да я не знаю, ей Богу…
.........
Поедем на войну?
...............
Поедем на войну? Да, наверно, может быть. Там есть всё из моих рассказов, безусловно. Все эти войны и прочее.
......
Мы закончили Вашими рассказами, что некоторые вещи написаны по Вашим рассказам?
..........
Да конечно, умереть красиво и так далее…и вот эту знаменитую, вот она пишет там дольку апельсина. Это всё есть в моих репортажах из Абхазии. Действительно, я попал под обстрел очень плотный. У грузин было столько снарядов, что они стали такими чудовищными болванками железными нас забрасывать, а сзади было море. Я набрал мандарин. Небольшой отряд. Лежим все, все лежат белые. А я лежал и жевал эти мандарины. Апельсины были тогда зеленые еще. Много там было такого, конечно, жизнь была неразрывная, где чьё не разберешь. Где кому что принадлежало, чьи эмоции.
..........
Скажите, Эдуард, а почему она все-таки не реализовалась? Можно же её назвать нереали…
......
Нет, Ну как она не реализовалась? Она оставила какое- то количество книг, не знаю, сколько, я не считал, ну может быть штук восемь, десять, даже. Это достаточно много. Она оставила, по-моему, три диска. И такую легенду о ней. Это очень важно, когда у человека есть легенда. Я думаю, в нормальной стране, а, может, и в нашей это будет, её превратят в такую вот ЧЕРНАЯ ЛЕДИ РУССКОГО РОКА, или как там её называли, после того, как она умерла. Я думаю, людям будет очень интересна и жизнь её. Но для меня это обыденно, потому что я сам не жил никогда нормальной жизнью. Для меня это феномен понятный, а людям это голову кружит, для них это такой вот совсем…такой священный монстр.
.........
А самый трогательный эпизод Вы можете вспомнить Вашей совместной жизни?
.............
Что значит трогательный? Я много писал и есть масса кусков каких то и в других книгах. Есть чудовищные, почти порнографические воспоминания в …..в АНАТОМИИ ГЕРОЯ. Есть куски, очень приближающиеся к правде в романе ИНОСТРАНЕЦ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ. Нет, я не жалею, что это написано, я думаю, что людям надо знать. Это всегда интересно то, что расширяет границы человека, то, что добавляет к багажу человеческого вида индивидуальный опыт, и это становится опытом всего человеческого вида. Самые мощные произведения искусства – это те, которые добавляют к общечеловеческому такому пониманию себя, а понимать, значит развивать, а развивать, значит приближаться к …куда? Хоть к Господу Богу, куда то туда. От животного, во всяком случае.
........
Но, понятно, что в нашей золотушной стране, как Вы сказали когда то, она была не нужна. То есть, в России все чужие. России никто не нужен.
..........
Ну я бы не стал как то уж очень сурово так…Вы думаете были когда то такие золотые времена, когда таких людей ценили? Не так уж их и много. Например, что если успех Мерилин Монро, это скорей всего случайность, потому что она могла промелькнуть и никто её ни-ни…и потом ещё вопрос, насколько она была действительно интересна, потому что искусство кино часто к актеру имеет очень мало отношения. Актер там одна лишь….одна из деталей, ну яркая, да. Вот, например, режиссер, как Вы знаете, - это великая сила в кино. Кино - это скорее коллективное искусство. Я не думаю, что Наташа была бы хорошей актрисой, но жизнь у неё получилась мрачная и яростная. Ну, такая как надо, наверно. Такая как надо. Представить её живущей до восьмидесяти пяти лет невозможно. Хотя она сама и говорила порой, что буду ходить старая, буду ходить с палкой и всех палкой бить. Злобная. Но вот, не выдержала она напряга жизни. Конечно, безусловно, ей надо было выбирать, ей надо было быть как-то умнее, вот этот её выбор Сергея Високосова для неё был нехороший выбор. Поскольку, пусть там он и отрицает или нет, но он наркоман, конечно, чего уж тут говорить об этом? И тяжелый, еще со здоровьем наркоман, а наркоман – всегда обуза. Был такой момент, когда она мне звонила и говорила, что мне теперь делать, это было уже года через два, как мы расстались. Что мне делать? Он на героине и ходит по крыше. И прочее, прочее. А я ей сказал, знаешь, это болезнь. Которая не лечится. Это неизлечимая болезнь. Помнишь, я тебя водил к докторам по поводу алкоголизма, они мне говорили, - «Вы знаете, это не вылечивается, с этим надо жить». Принимать таблетки. Наркомания, это навсегда. Ему не пятнадцать лет там, не семнадцать –двадцать, а мужику за тридцать лет, и он никогда не вылечится, поэтому тебе надо либо жить с этим, либо бежать от этого, закрыв глаза. Что тебе до его судьбы, в конце концов?
..........
Скажите, она уходила от Вас или к нему?
............
Вы знаете, я не могу с точностью сказать как там. Я же не наблюдал. Она уходила. То, что она уходила от меня, это совершенно точно. Потому что она кричала мне: «Ты как террорист, ты мешаешь мне, ты всё…..» ну как бы я подавляю её жизнь и, действительно, я подавлял. С восемьдесят восьмого года она пила эти таблетки «эспераль», я её заставлял пить каждый день. «Открой рот, подними язык,» - вот буквально, вот, вплоть до такого. ….и, конечно, она понимала, что это надо. Однажды, случайно, с нашей мансарды в Париже, вниз смотрю, подо мной стоит Наташа, топчется, …видно, что пьяная вдребезги, с каким то человеком. Я сбегаю вниз, хватаю её, говорю этому человеку типа там, отвали отсюда на соответственно чужом языке, и прочее, прочее,что тебе надо?)) от неё. И увожу её, которая просто на ногах не стоит. Она вся такая красивая в костюме, юбке. Туфли, зеленый костюм, высокая, здоровая, день, солнце сияет, кошмар. Вот это всё кошмар, и я её запираю, она ложится спать, потом ноет, хнычет, пиво дай, дай пиво. Вот это дня два продолжалось, я иногда покупал ей немного пива, потом покупал безалкогольное, наконец, она встает, начинает жить. Ну, я тоже устал, в конце концов, от этого, я тоже устал, невозможно так жить. Мало того что все время была борьба, и я и во Франции занимался политикой, я работал в очень такой левой газете, ну даже не левой, лево-правой такой, новой. И на нас давили, потом разгромили нас и финансово и как угодно. И следили за нами. Есть материалы, что и нашего директора Миттеран приказал убить, были материалы…и в прессе ….. И это была тяжелая жизнь – борьба и постоянные войны. Сербия там и….. куда я стал ездить. В общем, вся такая Вселенная и рядом еще вот инвалид, понимаете?
...............
Так алкоголь это был для неё выход или болезнь?
..............
Может быть и выход, но что болезнь, безусловно. Потому у неё еще наследственность плохая. Отец умер от рака крови, когда ей было два дня всего. Вот представьте себе. И брат алкоголик. Брат пропил все мозги, ну не знаю, может, в последние годы не пьет, но он пропил все мозги.
........
Я его видела. Да. Он ничего не соображает. Он просто хуйню порет.
............
Он да, просто уже давно себя всего пропил. Вот человек .. это еще трагедия времени, он работал, был высококлассным специалистом, два высших образования. Работал на одном из заводов военно-промышленного комплекса, но потом это стало все никому не нужно, его бросила жена, и вот. Обыкновенный русский кошмар плюс ещё что- то с кровью у всех. У Наташи, я писал об этом, два месяца одно время вообще не заживала рана. Какое то у неё там было повышенное количество красных шариков в крови. Сцены вспоминаются такие…..сцены яркой такой, может быть, чужой, сейчас мне так кажется, для меня жизни. Вдруг входит она, ставит на всю диск Грейс Джонс. Она пела АМОРЕ МИА, и подпевает, значит, …..полу-ужас, полу-восхищение. Такая мощная женщина, полуголая, на ней только трусики красные, сиськи трясутся, с бокалом вина ходит, расплескивается все это, – ну сцена из какого то фильма о Париже, о жизни вот таких вот людей, но я вот во всём этом жил. И, в общем, управлял этим всем до девяносто пятого года. В девяносто пятом году, уже в России, мы жили на Калошином переулке, я уже не смог, я просто перестал её удерживать. Это всё к тому, продолжая отвечать на тот же вопрос, либо она ушла к Сергею Високосову, либо что там, я не помню…
........
От Вас или к нему?
.........
Да, от меня или к нему, Я думаю, я не стал её удерживать, то есть, она не хотела, например, забирать вещи. И тому есть свидетель фотограф Лаура Ильина. Она присутствовала при этом. И она не хотела, но я ей сказал: «Всё забирай, Всё», просто я понимал, что если она сейчас не уйдет, то дальше будет ещё. Она, может быть, еще к тому времени не решила. Что и как поступить, но я настоял. Одиннадцатого июля, отлично помню, девяносто
пятого года, всё же настоял, чтобы она всё взяла и ушла.
.........
Она удивительная, всё равно не понимаю, до сих пор. И самое главное, я думала, что Наташа приедет, мы с нею поговорим, я ведь про неё ничего не знаю, вообще, ничего не знаю. Скажите, она когда-нибудь хотела иметь детей?
...........
Нет, она не хотела иметь детей. Я наверно, об этом говорил , что надо, надо бы иметь детей, тем более, что на самом деле мы друг друга очень любили и это несмотря на атрибутику такого жестокого фильма, ха)) о пропащей и талантливой женщине, но я думаю, что она в общем то могла иметь детей….могла. У неё вырывалось, я ребенка там просто убью, если он чего- то там не сделает, не так сделает. Кто знает, может, она оказалась бы как раз и неплохой матерью. Но до этого, во всяком случае, вот, не дошло.
.........
Скажите, а Ваша последняя встреча, я как понимаю, она была, когда Наташа к Вам в тюрьму пришла, да?
..........
Да, конечно. Это было в октябре, две тысячи первого года, в Лефортово . … описано в книге В ПЛЕНУ МЕРТВЕЦОВ. Когда книга вышла, адвокат мне говорил, что Наташа просто была в ярости, в жуткой ярости, звонила ему и говорила, как это так, как это можно там? И мне было обидно, потому что она не проявила никаких человеческих чувств. Она пришла и стала говорить о каких то, ну, совсем ненужных общих знакомых, о какой то дури, держалась заносчиво, чуть ли не пытаясь быть какой то снисходительной. Ведь я же сидел, в конце концов, не за хулиганство. Мне страшные статьи предъявляли и в среднем, я мог получить, где- то я подсчитывал, двадцать три и семь десятых года. Я подсчитал )))) . Поэтому она могла бы быть проще. Просто придти и сказать , ну вот жили вместе как-то. Я тебя помню… или люблю. Ну как угодно, но что то сказать человеку, находящемуся в таком положении. Я тоже не сентиментальный человек, но я бы нашел, что сказать. Теплое что- то. Какую- то такую, вот…. недаром жили, …..всё было великолепно. Что-нибудь такое. Ты был потрясающим, да черт знает что такое, неизвестно что. Надо было, а она как то вела себя так….. я вот почувствовал, что лучше я буду принадлежать тюрьме, этим несчастным воняющим перловкой в дешевых военных рубашках солдатам, которые меня ведут….вдруг она мне так оказалась далека, удивительно, в этот момент. Никогда такого не было, но тут была её душевная бестактность , видимо. Не поняла она. Собственно мне не надо было от нее ничего особенного, ну там был какой то предлог встречаться по поводу документов каких то.
.........
Вы в АНАТОМИИ ГЕРОЯ написали когда то, что если Вас посадят, то Вы к ней не выйдете.
.........
Да, напротив. Не то чтобы я добивался, чтобы она пришла, но был предлог, потому что надо было об этом говорить. О чем- то говорить. И конечно, встреча такая. Я очень жестоко написал там о ней. Очень жестоко. И все её внешние недостатки, потому что она вся высохла, безусловно, за последние годы жизни, превратилась в скелет. Видимо это отчасти из-за вот этой болезни крови что ли, она все равно время от времени пила, хотя старалась, ….боролась с наркоманией Сергея, мужа. Ну не мужа, в смысле, сожителя. Муж то я остался. Вдовец остался. Поскольку мы разведены не были.
............
А у вас, кстати, свадьба была?
...........
А у нас была, да, свадьба. Мы расписались намного позже, чем встретились. Но мы расписались в мэрии, а мэрия эта знаменита тем, что её построили при Наполеоне Третьем уже, и на этом месте стоял Тампль знаменитый, по-русски это по-моему Орден храмовников.
........
Тамплиеров
.......
Да тамплиеров. Ну иногда называют храмовники, потому что тампль - это храм.
........
Так это, в общем, перед Югославией?
.........
Короче, где- то перед Югославией. Да. И вот мы там расписались в этой мэрии.
.........
Скажите, а как Вы узнали о её смерти и вот первое чувство какое было?
.....
Это было, по-моему, четвертого февраля и я, как всегда в эти дни я утром рано собрался, было шесть часов, начало седьмого. Во всяком случае, шла утренняя передача НТВ и вдруг. Соседи по камере спали, а я в суд должен был ехать. И я уже был одет в тулупе, со своими бумагами. Готовый на то, что меня выведут и спустят вниз, потому что эта долгая церемония начинается, чуть ли не в шесть часов утра, дай Бог, что к девяти довезут до суда. То есть, все шмоны, там, проверки. В результате пять обысков надо претерпеть. Чудовищная церемония, особенно зимой очень неприятная. Дико холодно, сам этот переезд. Слава Богу, недлинный…. не самое большое удовольствие. Тем более, когда ежедневно, возвращаешься поздно, не успеваешь выспаться. В пять тридцать уже поднимаешься утра. Вот я стоял и увидел. Звук был совсем выключен, увидел физиономию своей жены на телеэкране. Я тогда чуть включил звук, потому что ребята спали. И услышал, что в ночь со второго на третье февраля, умерла такая то. Тридцать первого января прокурор мне запросил четырнадцать лет строгого режима в сумме, то есть, в сумме было двадцать пять лет. Они хотели меня осудить, ха-а, на двадцать пять лет постатейно))). Десять по статье двести пятой, четыре по двести восьмой, восемь по двести двадцать второй и три по двести восьмидесятой. «Но, путем частичного сложения,» - весело сказала она,)))) – « четырнадцать лет строгого режима…»……Я пришел,был веселый. Потом ребята вспоминали, как я воспринял вот это. Поел, лег спать и потом храпел. Так что я горжусь тем, что я очень мощный и выживаемый. Да, меня сокамерники приводили в пример какому то парню, которому двести двадцать восьмую статью предъявляли, это наркомания. Он бегал, спать не мог и ходил, они ему сказали: «Вот смотри на мужика, ему четырнадцать запросили строгого, а он спит, и хоть бы что. Вот каким надо быть!» Я так им и не сказал, что я слышал. Возгордился))). Я и не думал, что я совершаю чего- то такое необычное….. Ну я уже сидел два года, и поэтому эти статьи на мне были, и поэтому ничего удивительного. Думаю, что….я думаю, что всё это, - этот срок, что запросил приговор прокурор, это было везде в СМИ, - я думаю, что это добавило к состоянию Наташи, потому что совпадение какое то, уж слишком плотное такое, да? Через сутки с небольшим её нашли, то есть, в ночь со второго на третье. Потом в книге МОЙ ЛЮБИМЫЙ я увидел, книга издана ВАГРИУСОМ, - жуткие вещи – «… смертушка, приди и забери меня…». То есть, она была в жутком мраке вместе с совершенно, конечно, неподходящим ей деструктивным человеком Сергеем Високосовым, который переживал свою собственную жуткую драму. ….там постоянно в этой книге, он у неё деньги ворует…… Она его где то находит, он сидит, не дойдя до дома…в общем, все кошмары этой наркомании, плюс её собственная ситуация, денег у них не было. Я читал её последнее интервью, по-моему, МОСКОВСКОМУ КОМСОМОЛЬЦУ…….говорит, не, мне нечем вас угощать, чаю нет, кофе тоже нет. Вот такие разговоры. И мрачные- мрачные. И я думаю, что это было последней каплей. То есть вот это – мне запросил прокурор тридцать первого января. Первого это уже было во всех газетах и СМИ. И вот, я абсолютно уверен в этом. Между нами все равно оставалась такая дикая связь, и, видимо, это было подтверждением её мрака и уже полностью нежелания жить. Она подумала ….вот и с ним, смотри, что случилось, ……это уж совсем такой, казалось бы, человек выживаемый и сильный…. Видимо она была в большой степени всё-таки самодеструктивным человеком.
.........
Скажите, а стихи, которые Вы ей написали, не помните, не прочтёте?
..........
Да нет, я не люблю читать.
........
Скажите,если бы, я понимаю, что это сослагательное наклонение, но если бы Вы могли бы к ней обратиться, что бы Вы сказали?
..........
Ей было сорок четыре года. Она всегда привыкла быть красивой, самой рослой, самой экстравагантной, самой безумной, быть преждевременно состарившейся это ей никак не шло и не нужно было, для женщины это очень много, а по-другому она никак не могла…. Ну то есть, случилось то, что случилось. Прожита великолепная, собственно, жизнь…..Мрачный конец…и с этим надо смириться, …..люди мрачные и предназначены для мрачного конца. Всё, я думаю, получилось вот так - дьявольски гармонично. Она провоцировала жизнь, жизнь её достала. Любая история всё равно кончается смертью. Любая, любая. Хороших концов не бывает. Там, они жили счастливо и умерли в один день,… а дети? А дети, предположим, дети – это уже совершенно другое, это какие то другие люди, черт его знает, кто это. Принято считать, что одно и тоже или родственники, я не верю. Моя мать давала интервью как- то и сказала: «Он всегда был не такой как мы». Есть какая то метафизическая связь, возможно, с какими то людьми, которые жили до нас. Вот это может быть…. вот этот образ пропащей женщины, он необыкновенно обаятелен. Он, конечно, будет всегда существовать, и в нашей России, даже после советской власти, я не вижу никого такого плана. И поэтому она будет необыкновенно интересна, я полагаю. Для будущего, для исследователей, для авторов каких то забубённо -разгильдяйских сценариев фильмов, безусловно, о ней можно снимать бесконечное количество вариантов фильмов…… Когда она бывала простой и не хотела выпендриться, то она была отличной компанейской, хорошей девочкой, абсолютно-надежной. Такие моменты были приятны, когда она не вспоминала о своей мрачной роли, а была просто так вот вдруг. На первом её диске написано вот там, - моему Лимонову- мужу, за то, что он пёк мне блины, когда я ночью приходила . Но, когда она ела блины, приходила не поздно и была непьяной, а веселой, все это было великолепно. Я временами ею очень гордился, потому что мы гуляли по Парижу. Я говорю, смотри, они все идут с маленькими собачками, а я иду с сенбернаром, ха-ха ,)))) - говорил я так шутливо.
Она была. Слава Богу, что она была. Это одно из таких сильнейших ощущений моей жизни……
.............
Ну если бы Вы её характеризовали буквально несколькими словами, вот как название, грубо говоря…
...........
Нету такого, я говорил, она из того же теста как эти девочки Мерилин Монро или там Джаннис Джоплин. У нас не любят на своих смотреть внимательно. Если приглядеться, то абсолютно как бы идентичного плана этим девочкам она была, и еще неизвестно кто талантливее. Те просто более, как бы, раскручены, может быть. Всё к чему прикасалась, ей удавалось. И удавалось довольно здорово. …много о ней можно говорить и до бесконечности.
............
Но вот мне почему то казалось как человеку далекому и даже незнакомому с Наташей, что некий эпатажный образ входил в конфликт с её сущностью, что она все таки тонкий, ранимый человек.
............
Я не люблю эти общепринятые выражения, тонкий, ранимый. Она была от природы большая, мрачная девушка. Она от природы не могла быть девочка-крошка, малютка там и прочее. Она от природы была хищного строя. Я думаю, что ей доставляло бы удовольствие, как в этой песне Шаляпина. «Ведут в тюрьму его чтоб…. Хыы …..как там текст то? ..чтоб всё достать ей, красть ей стаааааал, хыыы ))))), ведут в тюрьму его, она стояяяяяла, пила вино и хохоталааа, хеееее)))))» Вот это вот, такое могущество женщины она с удовольствием испытывала бы и испытывала бы. И она бы не отказалась от пары могилок, куда она могла бы в хорошей черной вуали прийти и положить какие-нибудь там маргаритки. Она хищница была, тут и говорить не о чем. Но я вот с нею справлялся, я думаю, свою любовь я выразил полнее всего в АНАТОМИИ ГЕРОЯ. Я думаю, что больше и писать не надо было. Там страниц шестьдесят-восемьдесят, это была сильнейшая любовь.И смерть я её пережил, но не сразу, а как- то так. …. Да, я начал рассказывать об этом утре, когда я это услышал. Я ехал один, нас сажали в стакан. Каждого в железный шкаф такой. Садишься, тебя запирают. Рядом ребята ехали разные……ехал даже Цыганков, у него пожизненное уже одно было. Сейчас у него два, хех. ) В общем, чудовищно. Вот люди такие, и кто-то меня спросил… «Эдик?» Я говорю, - «Чего?»… « у тебя жена, что ли, умерла?» я говорю, - «да». «Ох!» «сочувствую»- кто- то там сказал. Менты: « Хватит, хватит там разговаривать!» Потом кто- то: «а что, да? Жена умерла?» ….. вот так вот и всё. Едем. …Ледяной такой холод, едешь…. вот жена умерла. Ну что можно сказать?……
..............
Ну Вы пожалели, что прах всё таки был развеян?
.............
Я считаю, что это как- то не по-людски. Не то, что прах, а то, что сжигают в этих крематориях одной лопатой….я как то наблюдал это в ранней юности, как это делается в крематории и с тех пор у меня резко отрицательное отношение.... не к сжиганию, сжигать, как какого-нибудь Раджиса Ганди или Индиру Ганди сжигали, это всё здорово и красиво. Индивидуальный там костер, дерево сандаловое и прочее, а тут в этом…..там неизвестно чей это пепел…..чего то в этом нелюдское, нехорошее есть…. Ну это дешево. Это дешево. Это какое то паразитское дело, когда дешево и так вот человека.
.........
И Вы не были у неё на кладбище?
...........
А где? Где- то в Питере там. А что кладбище? Могилы то нет. Есть какая- то урна в стене. Идти к этой дырке в стене?
............
Она с бабушкой в одной могиле и с отцом. Ну я думаю, что всё. Спасибо. Не будем Вас больше мучать. И Вы ничего не хотите больше?
.............
А я не знаю, что можно еще сказать.
............
Всё. спасибо….
===КРАК микрофон=====
14 сентября 2004 года. Москва.
|