ЗА ЧТО С НАС ДЕРУТ ДЕНЬГИ?
(курили с Анютой Лагуновой)
 


ВО ВСЕМ МИРЕ УРОВЕНЬ ЦЕН ЗАВИСИТ ОТ СООТНОШЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОВАРА, ТЕМ НИЖЕ НА НЕГО ЦЕНА.
И ТОЛЬКО В РОССИИ ЦЕНЫ ЖИВУТ КАКОЙ-ТО СВОЕЙ СТРАННОЙ ЖИЗНЬЮ И РАСТУТ БЕЗ ВСЯКИХ К ТОМУ ПОВОДОВ.
НАПРИМЕР, КАРТОФЕЛЬ В ПРОШЛОМ МЕСЯЦЕ ПОДОРОЖАЛ СРАЗУ НА 10,7 ПРОЦЕНТА.
ЭТО В ИЮЛЕ-ТО, КОГДА И МОЛОДОЙ КАРТОШКИ В МАГАЗИНАХ И НА РЫНКАХ УЖЕ НАВАЛОМ, А ПРОШЛОГОДНЮЮ И ВОВСЕ ДЕВАТЬ НЕКУДА!
ОПРЕДЕЛЕННО, В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ЧТО-ТО УСТРОЕНО НЕПРАВИЛЬНО.

В том же июле на 14 процентов выросла цена другого сезонного продукта – репчатого лука. А месяцем раньше так же необъяснимо на 11 процентов подорожала морковь, уже начавшая поспевать даже у дачников средней полосы. Всесезонные продукты – хлеб, молоко, мясо, колбасы, кондитерские изделия – тоже дорожают ощутимо. К примеру, в начале года килограмм варено-копченого окорока производства Клинского мясокомбината стоил в обычном московском магазине 390 рублей за килограмм. Сейчас за него просят 482 рубля. То есть на 20 процентов больше. И свиные отбивные, и баранья корейка, и эскалопы из телятины, и любительская колбаса в натуральной оболочке за год подорожали примерно так же. И это притом что инфляция, если верить официальной статистике, за тот же год была вдвое меньше.

Впрочем, у Российского комитета по статистике цены на такие продукты в зачет не идут. Как объяснил корреспонденту один из чиновников Росстата, «это еда не того класса». Иными словами, в официальные отчеты и впредь будут попадать только самое дешевое молоко, колбасы на соевой основе и суповые наборы из «пожилой» коровы. Они дорожают гораздо медленнее. Поэтому для переживаний насчет роста цен на все остальное у чиновников не будет никаких оснований. Тем более ни к чему им размышлять о природе этого роста.

Между тем, думает Игорь Николаев, руководитель аналитического департамента компании ФБК, корень всех бед в диспропорциях, укоренившихся в нашей торговой системе. Сегодня оптовых торговцев в стране в 2,3 раза больше, чем розничных продавцов. То есть весь путь товара выглядит так: производитель – 2–3 оптовых продавца – магазин. Причем именно оптовые звенья цепи стали за последние годы самыми прибыльными. Потому что еще в 2001 году на одного производителя и на одного розничного продавца приходилось всего полтора оптовика. Раз число перепродавцов так резко выросло, говорит Николаев, значит, люди видят резон в том, чтобы занимать именно данную нишу. При этом между оптовиками нет никакой конкуренции. Они не толкаются локтями, а стоят в очереди друг за другом. И каждое следующее звено оптовиков накручивает на товар свой процент прибыли.

К примеру, в бывшем совхозе, а ныне в ЗАО «Высокое» Тверской области говядину скупает уроженец Северного Кавказа Миша. Весь его капитал – суровое лицо, репутация честного бизнесмена и крытый «ЗИЛ», который всегда на ходу. Собственно, у бывшего совхоза нет даже «ЗИЛа». Поэтому доставлять убоину на ближайший мясоперерабатывающий комбинат не на чем. Впрочем, Мишу у ворот заводика тоже никто не ждет. Он, собрав груз в «Высоком» и еще паре таких же ледащих хозяйств, сгружает туши держателю следующего звена – владельцу полноценного рефрижератора Артуру. А у того уж прямой подъезд к комбинату. Но и сделанную на заводе колбасу не развозят прямиком в магазины. Ей еще предстоит ночевка сначала на крупной оптовой базе, потом – уже мелкими партиями – перекантоваться на мелкооптовых складах. И лишь затем на прилавок. На каждом этапе, разумеется, товар прибавляет в цене. Применительно к продуктовому импорту схема не выглядит принципиально иной. Исключить из нее можно только Мишу и его «ЗИЛ». То есть ни зарплата сотрудников (даже с учетом премий начальникам), ни дорожающий бензин, ни возрастающие тарифы на электроэнергию не способствуют удорожанию продукции так, как множественность оптовых звеньев.

Но это, как ни обидно, только на руку правительству. Игорь Николаев напоминает, что в нашей экономике доля торговли в ВВП неприлично высока – 23 процента. В развитых странах не более 10–12 процентов. А вклад торговли в рост нашего ВВП в этом году еще больше – 35 процентов. Потому что наш ВВП считается суммированием всех добавленных стоимостей. И каждая торговая наценка в заветную графу попадает. В отличие от дорогой колбасы, которая минует сводки по инфляции. Так что препятствовать размножению оптовых контор ни правительству, ни профильному министру Герману Грефу нет никакого резона. Государство, говорит Игорь Николаев, сознательно отстроило в стране спекулятивную модель экономики. И с успехом пользуется ее плодами. Граждане от этих плодов тоже вкушают регулярно. Разумеется, за свой счет.

Причиной всеобщего подорожания многие считают гипермаркеты Огромные магазины просто выдавливают с рынка мелких конкурентов, а избавившись от них, начинают диктовать свои условия и поставщикам, и покупателям. Первым приходится делиться доходами, вторым – увеличивать расходы.

Появление в центре города крупного торгового центра в чем-то сродни взрыву необыкновенной бомбы, разрушающей исключительно магазины. По оценкам некоторых экспертов, в радиусе 500 метров от «эпицентра» такого «взрыва» мелкая торговля аналогичными товарами полностью вымирает, а в радиусе 1,5–2 км несет серьезные потери. Не в силах конкурировать с «соседом» владельцы мелких торговых точек вынуждены «прикрыть лавочку».
Есть, правда, и другой вариант – обрести специализацию, переключиться на торговлю чем-то таким, что в гипермаркете не продают. Но главная ценность «магазинчика по соседству» для нас, покупателей, именно в том, что, выскочив из дома в трениках и майке, там можно купить все что может понадобиться. Что толку, если вместо молока, хлеба, яиц и сосисок знакомая продавщица предложит выбрать любой из 300 сортов зеленого чая?

Но можно же дойти до того самого гипермаркета? Можно. Вот только цена товаров там, скорее всего, окажется выше привычной. Уничтожив конкурентов, акулы розничной торговли получают возможность заламывать практически любую цену. Вот вы, например, курицу почем покупаете? Рублей по 80–90 за кило, да? А с птицефабрик она отпускается по 40–50 рублей. Раз – и сто процентов прибыли у торговцев в кармане. А как иначе, ведь за все надо платить – и за аренду огромных, но большую часть времени пустующих залов, и за десятки касс, из которых обычно работают от силы треть, и за рекламу на телевидении. Вот мы с вами и платим.

И, судя по всему, скоро будем платить еще больше. Число гипермаркетов в России все увеличивается, а «магазинчиков за углом» –падает.

СПРАВКА
В 2003 году крупных торговых центров в России, по данным компании ACNielsen, было 1413, в 2004-м – уже 2177, а в 2005-м их число выросло до 2716. В то же время ежегодно закрывались тысячи мелких магазинов, число торговых ларьков на открытых рынках всего за пять лет сократилось на 40 процентов. Уже в этом году на долю сетей придется более половины всех продаж.

А КАК У НИХ
На Западе, откуда и пришла к нам мода на гипермаркеты, лишней воли им не дают. Во многих европейских странах запрещено размещать крупные сетевые магазины где-либо, кроме окраин городов, ограничивается реклама торговых сетей, гипермаркетам не дозволяется работать после 19.00 и по выходным дням. А в маленьких городках США гипермаркеты просто запрещены. У нас же гипермаркеты душат мелких конкурентов практически беспрепятственно.


МОЯ МОСКВА
НАПИШИТЕ НАМ

Сайт создан в системе uCoz